Кони, гири и кронштадтский «Пайлот»: как в России XIX века создали первый ледокол

В северных странах непобедимым противником морских перевозок вплоть до второй половины XIX века было не пиратство, а… лед. Какими способами с ним боролись и как кронштадтский купец изменил мир судоходства — в материале «Энергии+».
Кони из Брюгге и филадельфийские гири
Во время суровой зимы 1382–1383 годов несколько лошадиных упряжек с двух берегов канала тянули плоскодонную баржу. Она медленно наползала на лед, остановивший все городское сообщение по воде, и проламывала его своей тяжестью. Это самое раннее свидетельство о «ледоколе» — оно сохранилось в Городском архиве города Брюгге.
Конскую тягу применяли на небольших реках и каналах, но фарватер на таком «движке» не расчистить. До середины XIX века морские льды пытались разрушать мощью хода корабля — с разгона. Правда, далеко продвинуться таким образом не удавалось: через некоторое время импровизированный «ледокол» застревал.
Специализированное судно для колки льда (City Ice Boat 1 — «Городская ледяная лодка 1») впервые спустили на воду в 1837 году в гавани Филадельфии. Это был деревянный колесный пароход с подъемными кранами. С их помощью на лед сбрасывали огромные металлические гири, а островки льда доламывал укрепленный нос лодки. Технология оказалась эффектной, посмотреть на зрелище собирались толпы прохожих, но расчистка фарватеров — а это приоритетная задача — проходила медленно.
Кронштадтский «лоцман»
Первый ледокол современного типа изобрел Михаил Бритнев, судовладелец из рода кронштадтских купцов. В 1862 году, вернувшись из Англии, где он обучался «архитектуре судов», Бритнев взялся обеспечить постоянную логистическую связь островного Кронштадта с материком и выстроил регулярный маршрут Кронштадт — Ораниенбаум (ныне г. Ломоносов). Теперь большую часть года между городами курсировал пароход, а когда залив замерзал, товары перевозили по льду. Однако дважды в год — пока лед был недостаточно прочным — сообщение прерывалось.

Чтобы справиться с этой проблемой, Бритнев превратил обычный паровой буксир «Пайлот» («лоцман» с английского) в настоящий ледокол современного типа. Он срезал носовую часть до угла в 20 градусов и максимально утяжелил нос судна. В теории такая конструкция позволяла «Пайлоту» наползать на лед и крушить его силой своей тяжести — без всякого разгона. В 1864-м изобретение впервые опробовали на практике — и задача по установлению регулярного пароходного сообщения с Ораниенбаумом была решена.
Через Гамбург к мировому успеху
Случайно или закономерно, но к следующему шагу в формировании отрасли ледокольных судов привела еще одна особенно холодная зима — 1870–1871 годов. Льдом сковало незамерзающие гавани в Балтийском регионе. Тогда идеи Бритнева стали мгновенно востребованы за рубежом, и российский изобретатель согласился продать гамбургским промышленникам право на строительство ледоколов по его технологии всего за 300 рублей (в конце XIX века зарплата рабочего составляла 29 рублей). При этом подача заявки и регистрация патента на изобретение в Российской империи обошлись в 400 рублей.

В итоге в Германии появился второй в мире ледокол современного типа — Eisbrecher («ломщик льда», то есть ледокол по-немецки). В порт Гамбурга, как в шоурум, нагрянули промышленники из других стран, и вскоре «близнецы» «Пайлота» появились в Дании, Голландии, Швеции, США, Канаде, Великобритании — словом, все страны, для которых лед стал проблемой, нашли благодаря русскому изобретателю идеальное решение.
В 1870-х Бритнев переоборудовал в ледоколы еще два буксира, а позже на своей верфи построил судна, которые изначально были задуманы как ледоколы — «Бой» и «Буй».
Вглубь Арктики
Успехи Бритнева открыли новую эпоху судостроения в России. Следующим стал первый в мире ледокол арктического класса «Ермак», который заложили в 1898 году. В его конструкции использовали тот же принцип, что и в судах Михаила Бринева. Вслед за «Ермаком» российские инженеры создали ледокольные арктические пароходы «Таймыр» и «Вайгач», благодаря которым исследователь Арктики Борис Вилькицкий открыл архипелаг Северная Земля. Во время его экспедиции суда впервые в истории прошли Северный морской путь с востока на запад.
Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, идущий по морям Северного Ледовитого океана и Берингову морю.

Успехи в освоении Севера привлекли внимание к научным разработкам в области ледокольных судов — в советское время ученые и инженеры создали первый атомный ледокол «Ленин», а следом за ним — многие другие.
Как однажды бывший буксир «Пайлот» обеспечивал непрерывность сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом, так сегодня ледокольный флот России, крупнейший в мире, ведет суда по Северному морскому пути. Ледоколы прокладывают дорогу танкерам для транспортировки углеводородов из терминалов арктической зоны на
Благодаря этому продолжается развитие российской Арктики, где, согласно официальным